Модуль 3.2.  СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

К нематериальным активам относятся результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации, деловая репутация организации (гудвилл), (рис. 8).

К результатам интеллектуальной деятельности относят объекты патентного права произведения науки, литературы и искусства; изобретение; полезные модели; селекционные достижения; программы для ЭВМ; секреты производства (ноу-хау). Средства индивидуализации - товарные знаки и знаки обслуживания.

Изобретения и полезные модели рассматриваются как техническое решение задачи.

Программа для ЭВМ – это объективная форма предоставления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата.

Секреты производства (ноу-хау) в соответствии с ГК РФ представляют собой сведения любого характера (производственные, экономические, организационные), которые имеют коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам.

Товарные знаки, знаки обслуживания – это обозначения или названия, служащие для отличия товаров или услуг другого производителя, для отличия товаров, обладающих особыми свойствами.

Рис. 8 Состав нематериальных активов

Товарный знак и знак обслуживания (товарный знак) представляет собой элемент, способствующий отличию товаров и услуг одних юридических лиц или граждан от однородных товаров и услуг от других юридических лиц или граждан. Товарными знаками могут быть словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Товарные знаки указывают, кто несет ответственность за качество предлагаемых населению товаров. 

По оценкам специалистов, в условиях развитой экономической системы имущество предприятия на 30-60 % состоит из нематериальных активов, а товарный знак в их составе может занимать около 80 %.

Наиболее дорогие брэнды мира

2008
Место
2007
Место
2006
Место
2005
Место
2004
Место
Торговая марка 2008
Цена бренда
($млрд)
1 1 1 1 1 Coca–Cola 66,667
2 3 3 3 3 IBM 59,031
3 2 2 2 2 Microsoft 59,007
4 4 4 4 4 GE 53,086
5 5 6 6 8 Nokia 35,942
6 6 7 9 6 Toyota 34,050
7 7 5 5 5 Intel 31,261
8 8 9 9 9 McDonald´s 31,049
9 9 8 8 7 Disney 29,251
10 - - - - Google 25,590

 Наименование места происхождения товара или услуги - это всегда географическое название страны, населенного пункта, местности, где произведен продукт или услуга.

Такой вид нематериальных активов, как деловая репутация (гудвилл). появляется у предприятия только в том случае, если им была совершена покупка другого предприятия. Деловая репутация может определяться в виде разницы между покупной ценой приобретенного предприятия и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех его активов и обязательств.

 Нематериальные активы неоднородны  по своему составу,· по характеру использования в процессе производства, по степени влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому необходима классификация, которая может быть произведена по ряду признаков. 

По признаку использования в производстве нематериальные активы можно разделить на функционирующие (работающие) объекты, применение, которых приносит предприятию доход в настоящий период; нефункционирующие (неработающие) объекты, которые не используются по каким-либо причинам, но могут применяться в будущем.

По степени влияния на финансовые результаты предприятия выделяются объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию и объекты, опосредованно влияющие на финансовые результаты.

В зависимости степени правовой защищенности одна часть нематериальных активов относится к защищаемым охранными документами (авторскими правами),  другая – к разряду не защищенных охранными документами (авторскими правами).

 

Тестовый контроль


1.  Можно ли включить литературное произведение в состав нематериальных активов?

нет, объект не используется в процессе производства;
да, объект относится  к результатам интеллектуальной деятельности;
нет, объект не приносит пользу, выгоду


2. Товарные знаки включаются в состав

средств индивидуализации;
результатов интеллектуальной деятельности;
деловой репутации предприятия;


3. Ценность нематериальных активов для предприятия заключается в том, что их использование

позволяет увеличить объем производимой продукции;
снизить затраты на производство;
повысить конкурентоспособность продукции;



Hosted by uCoz